План

анализа работы с классным коллективом

за прошедший учебный год

Примерная программа анализа воспитательной работы в классе, предложенная Е.Степановым.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в классе в прошедшем году.
Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ развития учащихся класса.
Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое,интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т. д.).
Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т. д.
Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т. д.) дарований и способностей?
Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
4. Анализ развития коллектива класса:
Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
Развитие общественной активности учащихся (их инициативностьтворчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
5. Анализ организации и эффективности воспитательной работы в классе:
Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом:
Частота и характер контактов с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого). Результативность организации родительских собраний в классе. Эффективность индивидуальной работы с родителями. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса:
С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
9. Выводы:
об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:
Результаты итоговых диагностических исследований, анкетированийопросов и т. д. за прошедший год.
Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.
Другие аналитические материалы.

Характеристика классного коллектива

Общие сведения о классном коллективе. История формирования.

1.    Количество учащихся.

2.    Из них мальчиков.

3.    Из них девочек.

4.    Возрастной состав.

5.    Кто прибыл в коллектив.

6.    Смена классного руководителя.

7.    Учащиеся с ослабленным здоровьем.

Содержание и характер учебной деятельности.

1.    Общая характеристика успеваемости. Кто активен, пассивен на уроках?

2.    Контроль за успеваемостью отдельных учеников.

3.    Взаимопомощь.

4.    Дисциплина на уроках. Кто нарушает?

5.    Отрицательные моменты в учебной работе.

6.    Пропуски уроков.

Жизнь класса вне учебных занятий.

1.    Интерес к кружкам, секциям.

2.    Участие класса в общегимназической жизни, гимназических мероприятиях, место класса в гимназии.

3.    Общественный труд в гимназии, классе.

4.    Проявление сознательной дисциплины.

5.    Влияние на класс родительской общественности.

6.    Работа инициативных групп.

7.    Традиции класса.

Руководство классным коллективом и его организация.

1.    Актив класса, его работа.

2.    Характеристика активистов.

3.    Помощь отстающим.

4.    Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс.

5.    Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

Взаимоотношения внутри коллектива.

1.    Степень сплоченности.

2.    Ценностно – ориентированное единство класса.

3.    Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи.

4.    Наличие или отсутствие группировок, основания объединения в микрогруппы, характер отношений между группами, преобладание ценностей, нормы поведения.

5.    Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

6.    Эмоциональное неблагополучие отдельных учеников.

Социальный состав класса.

1.    Неполные, многодетные, семьи СОП.

2.    Учащиеся, состоящие на профилактическом учете, их место в коллективе.

3.    Дети – инвалиды, опекаемые дети, их место в коллективе.

Общие выводы.

1.    Уровень развития коллектива.

2.    Характер общего эмоционального климата в коллективе.

3.    Дисциплинированность.

4.    Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и пути их преодоления.

5.    Цели и задачи работы с классом на новый учебный год.