Этот сложный подростковый   возраст

    Подростковый возраст – трудный, кризисный. В общем ясно, а в частности? В частности выясняется, что трудный он в первую очередь для самих подростков. Трудности эти заключаются и в том, что это период бурного полового развития, трудности заключаются также и в социальном взаимодействии. Подростки находятся в двойственном положении. Они еще не взрослые, но уже не дети. Ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. В коллективе одноклассников, в компании друзей, дворовых приятелей, они все больше и больше говорят о взрослой жизни. Он хотят во всем походить на взрослых юношей и девушек, особенно ярко это выражается во внешности. Естественно меняется их поведение, связанное с переоценкой ценностей. Взрослые всю жизнь учили их быть вежливыми, честными, порядочными людьми. Однако сейчас они понимают, что взрослые сами несовершенны. Поэтому они так бурно реагируют на любую фальшь со стороны взрослых людей. Подростки – это правдоискатели. И чтобы найти подход к подростку, чтобы сделать отношения с подростком доверительным, требуется учитывать массу деталей. Главное для родителей – это выйти на уровень сотрудничества с подростком, хотя многие из родителей к этому не готовы. Важно отдавать себе отчет в том, что ребенок взрослеет, и этот процесс не остановить и не изменить. Нужно помочь ребенку стать взрослым. Сделать этот процесс наименее болезненным для него. Особенностью подросткового возраста является увлеченность. Они с охотой берутся за одно дело и не доводят его до конца, тут же находя себе замену, и опять бросают. Этот жизненный поиск, поиск интересного дела не что иное, как желание добиться в успеха. Быть хоть немного лучше в чем-то, чем другие.

   Станет ли подросток трудным, во многом зависит от того, какая у вас семья. Мы очень часто относимся к своим детям отчужденно безразлично. С работы мы несем домой свои проблемы, обсуждаем самодуров-начальников или «бестолковых» сослуживцев. Порой мы сами забываем или не хотим спросить у ребенка как он себя чувствует, что его беспокоит. А если и спрашиваем, то часто не готовы услышать правду, начинаем осуждать его. Многие родители вообще отказываются доверять ребенку, провоцируя при этом ложь. Некоторые родители часто прикрикивают на своего ребенка, а потом начинают удивляться его ответной реакции, да еще с удвоенной силой. Почему? Потому что накопилось. Подумайте, какие эмоции накапливает ваш ребенок больше, положительные или отрицательные? Потому что разрядка рано или поздно обязательно случится. Подумайте, часто ли вы говорите своему ребенку что он не такой каким ему нужно быть, что другие лучше. И если часто – то ребенок психологически отдалится от вас, так как каждому из нас хочется признания, уважения и любви. Ребенок будет искать ее в компании друзей больше, чем рядом с вами. Задумайтесь, чего вы хотели от родителей, будучи в подростковом возрасте, возможно вы найдете сами для себя хороший совет по поводу общения с ребенком – подростком.

Акцентуации характера.

   Подростковый возраст – это время становления характера человека. И очень важно при этом не надломить человека. У подростков очень часто в поведении возникают отклонения, которые выражаются в акцентуациях характера. Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Выделяют 10 типов (Леонгард-Шмишек) акцентуаций характера.

1. Гипертимный тип – ярко выражены такие черты характера как веселость, поверхностность, деловитость, болтливость, склонность к чревоугодию. Несколько повышена самооценка

2. Возбудимый тип – недостаточно управляемы, зачастую грубы, гневливы, вспыльчивы, раздражительны, импульсивны, чрезмерно самостоятельны, склонны к лидерству.

Рекомендации: таких детей по возможности нужно ставить в положение лидеров в каких-то делах. Им полезно создавать соревновательные ситуации. Такие дети любят походы, занятия спортом. Данные черты характера можно использовать для самовоспитания нравственных качеств.

3. Застревающий тип. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность). Характерна повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, жесткость установок и взглядов.

Рекомендации: следует обучать пониманию и уважению других точек зрения, гибкости в подходе к своим и чужим эмоциям. Следует прививать философский взгляд на мир, ориентировать на дела, в которых они могут достигать успеха.

4. Тревожный тип. Боязливы, робкие, пугливые, покорные, неуверенные в себе, постоянно сомневающиеся.

5. Дистимичный тип. Серьезность, подавленность, медлительность, неповоротливость, нерешительность, слабость волевых усилий.

Рекомендации: главное – повышение уверенности в себе. Хвалить за малейшее продвижениев деле, не допускать излишней критики. Уверенность в себе появляется при накоплении маленьких успехов. Вокруг должна царить добрая атмосфера. Лучше не вовлекать в ситуации соревнования и публичные выступления. Желательно увлечь туризмом и спортом – они развивают мужество и веру в свои силы.

6. Эмотивный тип. Характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, гуманность, мягкосердечность, впечатлительность. Любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у других людей.

7. Циклотимный тип. Чередование жизненной активности и жизненного спада. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей, печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления.

8. Экзальтированный тип. Порывистость психики, страстность, полярность чувств – любовь и ненависть, восторг и отчаяние, самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда нет взаимности, восторженность.

Рекомендации: необходимо вырабатывать более трезвый и уверенный взгляд на мир, так как они склонны к преувеличению в оценке событий. Энергию эмоций нужно направлять на практические дела, полезны дыхательные упражнения и работа руками.

9. Педантичный тип. Эти дети тяжелые на подъем, нерешительны, скрупулезны, любят порядок во всем, робкие, добросовестные, жестко следуют плану и при этом раздражительны.

Рекомендации: самые надежные на работе. Однако таким людям мешает боязнь сделать все не так. Следует заранее сообщать планы, чтобы они смогли спокойно подготовиться. Лучше давать задания для индивидуального исполнения при этом четко проговаривать инструкцию.

10. Демонстративность. Живые, подвижные, играют свою роль, фантазеры, притворцы, авантюристы. Обладают артистизмом, потребностью в признании, легко меняют настроение, завышена самооценка.

Рекомендации: давать возможность удовлетворять потребность в признании, хвалить за успех. В то же время нужно учить ценить успехи других ребят, хвалить их. Их важно ориентировать не сравнение с другим, а самим собой.

Памятка для родителей  "Семейные ценности"

·             Любой ребенок отличник или двоечник, подвижный или медленный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

·             Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. У каждого есть достоинства, надо уметь их увидеть.

·             Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать исполнение. Хватит персонально, а критиковать как можно более безразлично.

·              Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.

·              Ставьте перед достижимые цели.

·              Вместо приказаний – просить совета, помощи, как у равного.

·              Помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

·              Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечание, одергивание, требование просто лишние.

 

 

  ПАМЯТКА – СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ

 

СЕМЬЯ — ЭТО ПЕРВАЯ ШКОЛА ЖИЗНИ ДЛЯ НОВОГО, ТОЛЬКО ЧТО ПОЯВИВШЕГОСЯ НА СВЕТ ЧЕЛОВЕЧКА, ЭТО СРЕДА, В КОТОРОЙ ОН УЧИТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ВНЕШНИЙ МИР И СПРАВИТСЯ С ЕГО НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ПОДАРКАМИ. ВСЕ, ЧТО ВЫ УЗНАЛИ ИЗ ВАШЕЙ СЕМЬИ СТАНОВИТСЯ ВАШЕЙ СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. СЧАСТЛИВАЯ, РАДОСТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ — НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А ВЕЛИКОЕ ДОСТИЖЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ТРУДЕ И ВЫБОРЕ. Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ВСЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. СОЗДАНИЕ СЕМЬИ — ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, КОТОРЫЙ ПОТРЕБУЕТ ОТ ВАС МНОГО ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ, СИЛ, ЭНЕРГИИ, ДЕНЕГ. НО ЭТО ДОСТОЙНОЕ ДЕЛО, ЭТО НАШЕ ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ.

 

ВАЖНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

     Создание семьи — великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

ОСНОВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

   Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным, и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

ЧУВСТВО ЗНАЧИМОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ

    Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

    ГИБКОСТЬ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

   УВАЖЕНИЕ. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.

    НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ ЛЮДЕЙ, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.

От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше.

    УЧИТЕСЬ БЫТЬ ЩЕДРЫМИ на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.

   ОБЩЕНИЕ — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз.

     Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

    ТРАДИЦИИ — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи. Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др. Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

·         БУДЬ ПРЕДАН СВОЕЙ СЕМЬЕ, ИЗБЕГАЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДАТЬ ЕЁ

·         БУДЬ ВЕРЕН И НАДЕЖЕН

·         УВАЖАЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, УВАЖАЙ СЕБЯ

·         ТЕРПИМО ОТНОСИСЬ К ЧУЖИМ ТОЧКАМ ЗРЕНИЯ

·         ВОСПРИНИМАЙ ЛЮДЕЙ, КАК РАВНЫХ СЕБЕ

·         УЧИСЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУГИМ, СТАВЯ СЕБЯ НА ИХ МЕСТО

·         УМЕЙ ПРОЩАТЬ И НЕ БУДЬ ОБИДЧИВ

·         ЖИВИ В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

·         ПРОЯВЛЯЙ ЧУТКОСТЬ

·         БУДЬ УВЕРЕН В СЕБЕ И ДОСТОИН СВОЕГО ДОМА

·         БУДЬ СВОБОДЕН ОТО ЛЖИ И ОБМАНА

·         УМЕЙ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ И ПОСТУПКИ

·         УПОРНО ИДИ К СВОЕЙ ЦЕЛИ, НЕВЗИРАЯ НА ПРЕПЯТСТВИЯ

·         ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ

·         ГДЕ ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ, ТАМ И ГОРЯ НЕТ

·         ГДЕ МИР И ЛАД, НЕ НУЖЕН И КЛАД

·         ЛУЧШИЙ КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД

·         В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ

·         В СВОЕМ ДОМЕ И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ

·         В СЕМЬЕ РАЗЛАД, ТАК И ДОМУ НЕ РАД

·         ДОБРОЕ БРАТСТВО ЛУЧШЕ БОГАТСТВА

 

УЧИТЕСЬ ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ЛИЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ РАДИ СВОИХ БЛИЗКИХ

   ФРАЗА «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» ИМЕЕТ ОГРОМНУЮ ЦЕННОСТЬ. КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ВЫ ЕЕ ГОВОРИТЕ, ВЫРАЖАЙТЕ ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ВАС ЭТИХ СЛОВ. ВСЕ МЫ ХОТИМ ЛЮБВИ. ГОВОРИТЕ О ЛЮБВИ СЛОВАМИ И ПОСТУПКАМИ, НАПРИМЕР, ГОТОВЯ БОЛЬШОЙ СЕМЕЙНЫЙ УЖИН, ОРГАНИЗОВЫВАЯ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ ПРОГУЛКУ В ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ, УДЕЛЯЯ ВНИМАНИЕ СУПРУГУ ЗА ТИХИМ УЖИНОМ ПРИ СВЕЧАХ И Т. Д.

ОЧЕНЬ ВАЖНО РОДИТЕЛЯМ УЧИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ, КАК ПРИНИМАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ.

ЗДОРОВЫЕ И СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ НЕСУТ ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. СРЕДИ ДЕТЕЙ ИЗ КРЕПКИХ СЕМЕЙ МЕНЬШЕ ПРЕСТУПНИКОВ, УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НЕУРАВНОВЕШЕННЫХ.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ТОГО, КАК ДЕТИ РАСТУТ, РАЗВИВАЮТСЯ, УЧАТСЯ, И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТИ ЦЕННОСТИ ПЕРЕДАЮТСЯ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ РАСТУЩЕЕ ДЕРЕВО, НУ, СКАЖЕМ, ЯБЛОНЮ.

     ВЫ, КОНЕЧНО, ЗНАЕТЕ, ЧТО ОСЕНЬЮ КАЖДОЕ ДЕРЕВО ПРИНОСИТ И ХОРОШИЕ, И ПЛОХИЕ ПЛОДЫ. ТАК И НАША ЯБЛОНЯ. НА НЕЙ МНОГО ХОРОШИХ И ВКУСНЫХ ЯБЛОК, НО ПОПАДАЮТСЯ И ГНИЛЫЕ ИЛИ ЧЕРВИВЫЕ. БУДЕТЕ ЛИ ВЫ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ГОВОРИТЬ, ЧТО НАША ЯБЛОНЯ БОЛЬНАЯ ИЛИ НИКУДА НЕ ГОДНАЯ, РАЗ НА НЕЙ ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПЛОХИХ ЯБЛОК?
      ВРЯД ЛИ. ВЫ БУДЕТЕ РАДОВАТЬСЯ ХОРОШИМ ЯБЛОКАМ И, ВОЗМОЖНО, ОБДУМАЕТЕ, КАК В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПОЛУЧИТЬ УРОЖАЙ ПОБОЛЬШЕ. ИЛИ ЖЕ ПРОСТО СОГЛАСИТЕСЬ С ТЕМ, ЧТО, КАК И НА ЛЮБОМ ДРУГОМ ДЕРЕВЕ, НА ЯБЛОНЕ МОГУТ РАСТИ И ПЛОХИЕ ПЛОДЫ. ДАЖЕ ЕСЛИ В КАКОМ — ЛИБО ГОДУ СЛУЧИТСЯ НЕДОРОД, СТАЛИ ЛИ БЫ ВЫ

    

    ТОГДА СЧИТАТЬ ДЕРЕВО БОЛЬНЫМ ИЛИ НЕНУЖНЫМ? НЕТ. ВЫ БЫ ПРОСТО ОГОРЧИЛИСЬ, НО НЕ СТАЛИ БЫ ОБВИНЯТЬ ДЕРЕВО ИЛИ РУБИТЬ ЕГО.